"Островок надежды" стал островом невезения
14 апреля 2005 года

Как старики добираются живыми до церкви, поликлиник, аптек, магазинов и прочих плодов цивилизации, для меня загадка. Ведь им приходится карабкаться по "горной тропе" - с наступлением зимы сотрудники отделения временного пребывания пенсионеров и инвалидов вырубили на склоне оврага кустарник, расчистили дорожку, утоптали на ней снег. Снег растаял, тропа раскисла, с нее того и гляди соскользнешь в неогороженный котлован ниже по склону.

- У меня сердце замирает, когда я их на этой тропе вижу, но не запретишь же старикам выходить на улицу, - говорит заведующая отделением Светлана Киселева. - Это люди немощные, со сложной судьбой, однако дееспособные, свободные, они вправе делать что хотят.

А пожилые люди хотят гулять, общаться. Ведь для них поход в магазин равен походу в театр.

- Я тут пять лет "зимую" и радуюсь. Только вот раньше в магазин сама ходила, а этой зимой не получилось. Дойду до оврага, посмотрю вниз - голова кружится. Обидно - так хочется выйти в люди, - поделилась со мной 85-летняя Махинур-апа.

Отделение временного пребывания пенсионеров и инвалидов, рассчитанное на 26 человек, - что-то вроде дома призрения. Сюда помещают стариков "с проблемами": если мошенники обманом отняли квартиру, дети выжили из дома или по болезни одинокий человек не может дома сам себя обслуживать. Сегодня здесь восемнадцать стариков ждут очереди в дома-интернаты или просто конца зимы, потому что одиноки и сами ходить в магазин за хлебом по льду не в состоянии.

Раньше сюда вела асфальтированная дорога. Но прошлым летом на берегу Казанки начал расти "поселок нефтяников", и работники Татнефтепроводстроя огородили его глухим кирпичным забором. Скоро год, как с наружной стороны забора асфальт раскурочили - и так оставили. Потом фирма "Свей" вырыла котлованы справа и слева от дома призрения. После земляных работ силовой кабель, проходивший под землей, оказался развешенным на косеньких столбах. Провисает он чуть не до земли, качается на ветру - того и гляди оборвется, останутся старики без света. Новое - меньше пяти лет назад его сдали - голубовато-серое здание отделения временного пребывания издали выглядит как картинка, а вблизи пугает сеткой трещин на всех четырех фасадах. Потому что вокруг постоянно забивают сваи. Каково старикам здесь "временно пребывать" под грохот копров, никто уже не спрашивает - завотделением интересует лишь, где взять деньги на ремонт:

- Раз в год мы заделываем новые щели и клеим обои. Новые двери и отличные пластиковые окна не открываются - их перекосило, потому что здание от всех этих нагрузок постоянно "гуляет". У нас холодно было всю зиму, хотя радиаторы раскалены: тепло выдувает в щели. Смотрите: новые обои опять лопнули, значит, появилась еще одна трещина... А вот так мы доставляем еду, смотрите в окно!

Я выглянула и увидела, как, балансируя на скользкой тропе, двое мужчин тащили картонные коробки. Из них выглядывали пакетики кефира, судки, пирожки. В столовую отделения временного пребывания еду подвозят на "газельке" с кухни, обслуживающей несколько соцучреждений. Но "Газель" встает там, где кончается дорога.

А вот с носилками в гору не влезешь. С ними в обход стройплощадок по грязи и строительному мусору пробираются сотрудники центра к машине скорой помощи, если старики заболевают. А "скорую" здесь, бывает, вызывают по три раза на день.

В отделении есть крошечный дворик, стараниями сотрудников и стариков превращенный в ухоженный сад. В центре двора - крохотная асфальтовая площадочка и скамейка - место для прогулок. Только сегодня желающих там гулять нет - рядом мусорные контейнеры, а мусор не вывозился уже полгода. Из-за отсутствия подъездных путей Вахитовский ПТЖХ категорически отказывается посылать сюда мусоровоз. Иногда, в нарушение экологических норм, отходы в контейнерах поджигают. Но если бы нормы не нарушали, весь сад был бы захламлен. Работники отделения с ужасом ждут лета: мусор - это вонь и мухи, мухи - это зараза...

- Начальник управления соцзащиты Татьяна Ларионова несколько раз обращалась с просьбой восстановить дороги и прекратить работы, ведущие к разрушению здания, к гендиректору Татнефтепроводстроя Билискину, к гендиректору фирмы "Свей" Аитову, в Вахитовскую райадминистрацию, в Госархстройнадзор, который выдал разрешения на строительство вокруг центра, к Камилю Исхакову, наконец, - перечисляет Киселева. - Строители обещали привести дорогу в порядок еще осенью, но ничего не делают. Обещания дают только на словах, письменно никто не трудится отвечать.

- Почему вы не обратились в суд, ведь зданию нанесен ущерб, ущемлены ваши интересы? - поинтересовалась я у Татьяны Ларионовой.

- Это крайняя мера. Не помогут просьбы - будем судиться. Но пока мы надеемся на то, что в людях проснется совесть, - объяснила она. - Это здание мы получили практически разрушенным, оно стояло среди развалин и никому не было нужно. Мы его отстроили заново и превратили в конфетку. А после того как вокруг снесли развалюхи, всем нравится этот лакомый кусочек в престижном месте...

В письмах в Татнефтепроводстрой и "Свей" она назвала отделение временного пребывания "островком надежды" для беспомощных стариков и инвалидов. Островок этот пока обитаем, да только уже почти недосягаем.

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"